Раздел 4 . Мобильность и персональная независимость людей с ограничениями.
«Независимая жизнь – это философия и движение людей с инвалидностью, которые работают над тем, чтобы иметь равные возможности и права, возможность самоопределения и возможность демонстрировать чувство собственного достоинства.
Независимая жизнь не подразумевает, что мы хотим делать все сами и не нуждаться в ком-то или, что мы хотим жить в изоляции.
Независимая жизнь означает, что мы хотим иметь возможность делать выбор и управлять нашей повседневной жизнью, так, как это делают наши «неповрежденные» братья и сестры, соседи и друзья и считают это само собой разумеющимся.
Мы хотим расти в наших семьях, ходить в соседнюю школу, использовать тот же самый автобус как наши соседи, иметь работу в соответствии с нашим образованием и способностями, строить свою собственную семью.
Так же, как каждый человек, мы нуждаемся в том, чтобы самостоятельно отвечать за свою жизнь, думать и говорить от своего имени.
Ну и наконец, мы хотим поддерживать и учиться друг от друга, организовывать себя и работать над политическими изменениями, которые ведут к юридической (законной) защите наших человеческих и гражданских прав»
Adolf Ratzka
Декларация независимости инвалида
(краткие тезисы)
• Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
• Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.
• Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
• Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
• Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
• Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
• Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
• Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
• Помогите мне познать то, что я хочу.
• Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
• Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
• Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
• Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
• Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
• Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
• Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Норман Кюнк,
американский адвокат по правам инвалидов.
Итак, задумаемся с вами еще раз. Что же необходимо создать в окружающем нас мире, чтобы жить в нем было комфортно всем? Ну конечно же, мы говорим о безбарьерной среде. И вот как раз об этом пойдет речь в следующем разделе.
Создание безбарьерной среды
Создание безбарьерной среды является одним из ключевых моментов концепции социальной интеграции людей с различными физическими ограничениями. Отсутствие доступной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья (куда входит понятие архитектурной доступности и доступности коммуникации), закрывает для инвалидов все возможные перспективы активного участия в жизни общества.
Современные мировые тенденции решения проблем инвалидности рассматривают этот вопрос с точки зрения так называемого социального подхода. При таком подходе на первый план выходят не физические или интеллектуальные ограничения инвалида и не проблемы здоровья, а устранение препятствий на пути его интеграции в социум. Эти препятствия носят, с одной стороны, объективный характер – такие как, лестницы, бордюры для людей с различными физическими ограничениями, передвигающихся на колясках; отсутствие светофоров, рельефных направляющих ориентиров и материалов на языке Брайля для незрячих; отсутствие телепрограмм с субтитрами и непризнание жестового языка как официального средства межличностного общения для неслышащих и т.д. А с другой стороны, и эти и многие другие препятствия обусловлены тношенческими барьерами, когда одна часть общества – люди без инвалидности, не видят в другой части общества равноценных себе личностей. Только благодаря этому возникает разделение, следствием которого и является возникновение искусственных барьеров.
Выход из сложившейся ситуации один: необходимо изменить отношение общества к инвалидам, которое приводит к их дискриминации. Информационная компания по формированию позитивного восприятия инвалидов должна стать частью программы расширения доступности среды. Это невозможно без средств массовой информации.
В гражданском обществе средства массовой информации являются одним из важнейших элементов социальной структуры. Журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, формирует общественное мнение.
Разрушение стереотипов непонимания и разобщенности инвалидов и общества, устранение препятствий на пути к всестороннему участию инвалидов в жизни общества позволит снять сложившиеся на сегодняшний день искусственные барьеры по ограничению свободного передвижения и получения информации, что в свою очередь позволит решить проблемы получения образования и дальнейшего трудоустройства лиц с инвалидностью.
Достаточно подробная информация по теории и практике проектирования с учетом обеспечения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры представлена в книге «Доступная среда глазами инвалида». Книга подготовлена организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников». Автор издания
Леонтьева Елена Геннадьевна.
Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирования безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.
На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляске) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксплуатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребителя» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными. Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.
С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно включилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы «Доступный город», цель которой - обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за два года добилась очень серьезных и зримых успехов.
Ниже мы приводим обзор нормативных документов, приведенный в книге «Доступная среда глазами инвалида».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного до
ступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1449 статья 15 введена в действие с 1 января 1999 года.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
• Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.
• Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
• В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
Ведомственные строительные нормы 62-91*.
Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей
инвалидов и маломобильных групп населения. -
ВСН 62-91 утвержден приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г . № 134. Дата введения 1992-01-01.
ВСН 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госко-мархитектуры 29 ноября 1991 г . № 166 и постановлением Минстроя России 26 июля 1994 г . № 18-3.
Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование планировки и застройки населенных мест, разработку проектов на строительство новых и реконструкцию эксплуатируемых зданий и сооружений в целях создания полноценной среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. При проектировании следует соблюдать требования СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.08.01-89* и СНиП 2.08.02-89* и других действующих нормативных документов.
В случаях, когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников изложенные в настоящем документе требования (кроме требований безопасности) не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с территориальными органами архитектуры и градостроительства, государственного надзора, социальной защиты населения (включая общественные организации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детскими колясками.
Требования настоящего документа обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и реализующих в строительстве проекты планировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооружений и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.
2.3. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:
Выпуск 1. Общие положения. - М.: ГП ЦПП, 1995.
Выпуск 2. Градостроительные требования. - М.: ГП ЦПП, 1995.
Положения вышеназванных документов имеют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований по обеспечению доступности инвалидам зданий, помещений и сооружений в архитектурно-планировочное задание на проектирование.
Рекомендации применимы к объектам массового строительства и, в первую очередь, к объектам жилищного, гражданского и производственного назначения, приближенным к жилью, а также могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных объектов. Основная часть положений Рекомендаций относится к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата. Специфические особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени влияют на особенности проектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Среди них следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при передвижении различные приспособления для ходьбы, и люди, использующие кресла-коляски. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, движении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препятствий в виде лестниц, порогов и т.п., в пользовании балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием.
2.4. ИЗМЕНЕНИЕ 3 СНиП 2.08.02-89*. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. -1999.
Введено в действие с 1 марта 1999 года Постановлением Госстроя России от 26 января 1999 г . №4. Изменения в разделы документа внесены с целью обеспечения в общественных зданиях и сооружениях условий доступности для маломобильных посетителей.
2.5. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ 35-201-98. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. - М.: ГУП ЦПП, 1998.
Введен в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 года № 18-22/13.
Документ РДС 35-201-98 определяет порядок реализации требований доступности при разработке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
2.6. ГОСТ Р 51261-99. УСТРОЙСТВА ОПОРНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ. Типы и технические требования. М.: Госстандарт России, 1999.
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 1999 года № 123.
Настоящий стандарт распространяется на стационарные опорные реабилитационные устройства (перила, поручни и т. п.), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных местах, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Стандарт не распространяется на опорные технические средства реабилитации инвалидов, предназначенные для индивидуального пользования (костыли, ходунки, трости, подножки, подлокотники и спинки кресел-колясок и др.).
2.7. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей. - М.: ГУП ЦПП, 2000.
Свод правил выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02.-89* «Общественные здания и сооружения» и содержит рекомендательные нормы и правила. СП учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются.
СП 31-102-99 состоит из трех частей:
Общие положения.
Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений.
Специальные требования к отдельным видам зданий (учреждения образования, управления, лечебные, спортивные, культурно-просветительные; магазины, столовые, вокзалы, гостиницы, санатории, банки, почтовая связь и т.д.).
Деятельностью, направленной на решение проблем, связанных с интеграцией людей с инвалидностью в общество и пропагандой активного образа жизни, в Нижнем Новгороде занимается Нижегородская региональная общественная организация инвалидов-колясочников и опорников «ИНВАТУР». За время существования руководством и членами организации была проведена большая работа по социальной реабилитации и адаптации инвалидов-колясочников и опорников. Информация об этой организации содержится в иллюстрированном приложении к данному пособию.
Перед тем, как мы перейдем к осмыслению важности следующего раздела нашего пособия, не лишним будет сказать, что для каждой категории граждан, имеющих инвалидность, нужны разные средства адаптации. Это, вроде бы, простая вещь, но подчеркнуть ее значимость необходимо. Поскольку люди, не имеющие физических отклонений, так называемые «здоровые люди», обеспечивающие людей, имеющих эти самые отклонения, техническими средствами адаптации, иногда забывают о различиях, существующих между людьми, упомянутыми выше. Разделы, следующие далее, наглядно продемонстрируют нашему читателю тот самый момент разницы между категориями граждан, имеющих инвалидность.
|