О нас
Программы учебных курсов
Методические материалы
Контакты
 
  главная страница
english version
Отправить сообщение
Методические материалы  

Раздел 7.Трудоустройство инвалидов

Поговорив об образовании инвалидов, давайте теперь обратимся к еще одной проблеме, которая встречается на пути у любого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Это трудоустройство. Следует отметить, что для молодого человека, имеющего инвалидность, это сложнейшая проблема. И тут все настолько сложно и неоднозначно! Впрочем, не будем забегать вперед. Читайте дальше.

Работа для человека с инвалидностью – это не только экономическое обеспечение своего существования, но и, в определённом смысле, факт полноценного участия в жизни общества, возможность приносить пользу для окружающих, а следовательно, на равных общаться с другими людьми.

К сожалению, как и во времена Советского Союза, так и сейчас понятие «инвалидность» напрямую связывается с понятием «нетрудоспособность». Существовали врачебно – трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), вся деятельность которых сводилась к определению на основе медицинских факторов степени потери возможности к трудовой деятельности и, в зависимости от этого, установлению группы инвалидности. О необходимости профессиональной интеграции людей с инвалидностью вопрос даже не ставился, и весь комплекс социальных мер ограничивался материальной помощью и льготами со стороны государства. Такой подход, вкупе с отсутствием доступной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья, закрывает для инвалидов все возможные перспективы активного участия в жизни общества. [1]

Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 г ., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства.

Проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов, многочисленны: большинство предприятий, где могли бы работать инвалиды, ликвидированы. Продолжается процесс сокращения рабочих мест на специализированных предприятиях, относящихся к Всероссийскому обществу слепых и Всероссийскому обществу глухих. Остро стоит проблема трудоустройства инвалидов, которым рекомендована индивидуальная программа реабилитации, то есть, предписано, что они могут работать в специально созданных условиях или на дому. В сложившихся условиях рынка такие показания к занятости не только не помогают инвалиду получить работу, а, напротив, затрудняют его трудоустройство.

По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения.

Как лица, ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и в опоре на общую стратегию социальной инклюзии. В развитых странах преобладает мнение, что такие проявления дискриминации, как экономическое и психологическое давление, ограничение доступа к социальным благам (например, отсутствие специальных приспособлений в общественных местах), не могут быть решены только путем оптимизации трудового законодательства.

В ряде зарубежных стран меры социальной защиты для отдельных социальных групп населения принято называть позитивной (положительной) дискриминацией, или «утвердительными действиями» (affirmation action). Они снижают уровень структурной дискриминации в обществе в зависимости от принадлежности лиц к социальным группам, степень социальной напряженности. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов допускают, что в национальном законодательстве для инвалидов «может быть предусмотрена возможность принятия положений о позитивной дискриминации» (п. 3 правил 15).

В декабре 2006 г . Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобъемлющую и единую Конвенцию о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, которая с 30 марта 2007 г . открыта для подписания и ратификации государствами-участниками и должна стать первым международным договором о правах человека в XXI веке. В соответствии с данным актом дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по признаку инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, использования или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой иной области (ст. 2). Это определение соответствует понятию негативной (отрицательной) дискриминации инвалидов, которая и требует ликвидации.

В Конвенции о защите прав инвалидов особо выделен принцип недискриминации. Он является производным от провозглашенного принципа уважения неотъемлемого достоинства, личной самостоятельности, независимости человека, включая свободу делать свой собственный выбор, и получает развитие в иных общих принципах Конвенции о защите прав инвалидов (ст. 30). Подтверждено, что конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией, по смыслу данной Конвенции (ст.5). В области труда и занятости Конвенция о защите прав инвалидов исходит из признания права инвалидов на труд наравне с другими. Оно включает право иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбран или принят на рынке труда, и производственную среду, которая носила бы открытый и инклюзивный характер и была доступна для инвалидов. Государства-участники должны принимать надлежащие меры, в том числе в области законодательства, по запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, непрерывность занятости, продвижение по службе, предоставление инвалидам разумных удобств на рабочем месте (ст. 27).

Принятие ООН Конвенции о защите прав инвалидов убеждает в незыблемости гуманистических подходов к реализации прав лиц с ограниченными возможностями и обусловливает целесообразность учета этих подходов при оценке состояния действующего российского законодательства о занятости и социальной защите инвалидов и практики его применения.

В отечественной юриспруденции предоставление инвалидам мер социальной и правовой защиты (дополнительных гарантий) в области занятости обычно соотносится с понятием дифференциации в правовом регулировании труда на основе такого субъективного фактора, как состояние здоровья. Исходя из ст. 3 ТК РФ не являются дискриминацией ограничения при приеме на работу с учетом состояния здоровья инвалидов, установление для них реабилитирующих условий труда, гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, преимущественного права на заключение трудового договора о надомной работе.

По официальным данным, численность российских инвалидов превышает 11 млн. человек, и только 15 % инвалидов трудоспособного возраста «вовлечено в профессиональную деятельность». На основе системы многопрофильной реабилитации инвалидов в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы» намечено замедлить процесс инвалидизации населения, вернуть к профессиональной, общественной, бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов, тогда как в течение 2000–2005 гг. были реабилитированы 571,2 тыс. человек. Планируется увеличение производственных мощностей, укрепление материально-технической базы и техническое перевооружение, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане, создание на предприятиях, находящихся в собственности общероссийских организаций инвалидов, не менее 4250 рабочих мест за счет федерального бюджета и внебюджетных средств. В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Так, эрудит и автор нашумевших книг о судьбах цивилизаций А. Никонов расценивает прием на работу беременной женщины не иначе, как акт благотворительности со стороны работодателя, ошибочно утверждая, что работодатель оплачивает полагающиеся женщине в связи с материнством отпуска.

Далеко не каждый человек с ограниченными возможностями нуждается в создании специальных условий на рабочем месте. Зачастую имеющаяся инвалидность вовсе не препятствует выполнению работы. Таким образом, человек может вообще не нуждаться в специальных условиях, может нуждаться в незначительных корректировках и в значительных изменениях условий труда и организации рабочего места. Следовательно, процесс создания необходимых условий должен быть индивидуальным и основываться на реальных индивидуальных возможностях и потребностях инвалида.

Так что же такое создание специальных условий труда для инвалидов? Прежде всего, необходимо определить, что создание специального рабочего места для инвалида или адаптация уже существующего включает в себя не только и даже не столько необходимость строительных работ и приобретение дорогостоящего оборудования, сколько пересмотр служебных обязанностей и возможного графика работы под конкретные возможности конкретного сотрудника с инвалидностью. Человек с сахарным диабетом нуждается в специальных перерывах для приёма пищи и контроля уровня сахара в крови, сотрудник с серьезными ограничениями речи из-за детского церебрального паралича не может общаться по телефону. Всё это также является “специальными условиями труда для инвалидов”, и в данных примерах не требуется никаких финансовых вложений со стороны работодателя или государственных структур для их создания. Во многих случаях требуется незначительная перестановка мебели для удобства работы человека, передвигающегося с помощью инвалидной коляски или приобретение недорого оборудования, например усилителя звука на телефонном аппарате для слабослышащего сотрудника.

Конечно, есть ситуации, когда требуются большие финансовые затраты для создания условий эффективной работы инвалидов, но определить их необходимость и объём возможно, только учитывая ограничения конкретного инвалида под требуемые служебные обязанности. Представьте, как можно определить потребность в оборудовании рабочего места, если не знаешь, какой именно человек с инвалидностью будет трудоустроен на эту вакансию. Только в зависимости от того, кого именно планируется трудоустроить на данное рабочее место, можно планировать действия по созданию специальных условий. И классификация человека с инвалидностью по типу ограничений, например, инвалид – колясочник, незрячий, неслышащий, с сахарным диабетом или детским церебральным параличом, часто эту ситуацию не решает. Этой информации в большинстве случаев бывает недостаточно для определения факторов, препятствующих трудоустройству инвалида на указанном рабочем месте и, следовательно, она не несёт в себе готовых решений по преодолению всех возникающих в этом процессе барьеров. Например, данные о том, что у предполагаемого сотрудника детский церебральный паралич, не позволяют сделать никаких выводов о его соответствии (несоответствии) предлагаемой должности, об объёме и конкретных мероприятиях по созданию для него специальных условий труда. Важно понять, какие именно ограничения в возможностях трудовой деятельности присутствуют у этого инвалида при трудоустройстве на эту вакансию. И только после этого определить возможности его трудоустройства на данное вакантное (или создаваемое) рабочее место.

Михаил Новиков, РООИ "Перспектива", в своей статье « Профессиональная интеграция людей с инвалидностью в Российской Федерации - опыт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» об особенностях социальной адаптации инвалидов писал следующее: «Инвалидностьэто понятие социальное, оно рождено и может иметь решение только в рамках изменения общественного уклада жизни и принятия инвалидов как равноправных участников этой жизни.»

РООИ «Перспектива» реализует проекты, направленные на решение проблем трудоустройства инвалидов, в различных регионах Российской Федерации. Во многих из них сложная социальная – экономическая ситуация, и нам неоднократно приходилось слышать, о том, что «нет работы для обычных граждан, столько безработной молодёжи, а вы говорите об инвалидах. На самом деле, подобные высказывания являются лишь попыткой скрыть отсутствие знаний о реальных шагах и возможных действиях по решению вопросов трудоустройства лиц с инвалидностью. Хотя есть опыт ведущих мировых стран и интересные результаты работы ряда организаций в России, которые по большому счёту свидетельствуют об одном – решение этих проблем необходимо переводить с попыток создания программ трудоустройства сразу для всех инвалидов на уровень работы с конкретными потребностями каждого конкретного инвалида. Только это может обеспечить определённый успех, так как люди с инвалидностью различны в своих ограничениях, а следовательно, и требуются для них различные социальные меры.

Государственным организациям сложно перестроить свою работу, их программы ориентированы на некоего усреднённого инвалида и им требуются значительные объёмы, как для содержания, так и для результата деятельности. Поэтому и возникают как средства решения проблем трудоустройства лиц с инвалидностью специализированные предприятия, на которых работают преимущественно люди с одним типом ограничений (по зрению, по слуху и т.д.). Сразу отмечу, мы не являемся принципиальными противниками специализированных предприятий для труда инвалидов, учитывая недостаток и неэффективность нынешних государственных программ, только они (спец. предприятия) способны обеспечить возможность трудовой деятельности инвалидов на данном этапе развития нашего общества. Но мы призываем рассматривать специализированные предприятия исключительно как промежуточный этап и стараться помочь людям с инвалидностью устроиться на работу в обычные организации, фирмы. То есть, развивать так называемое интегрированное трудоустройство.

Проблемы получения образования и дальнейшего трудоустройства лиц с инвалидностью стоят в одном ряду с ограничениями свободного передвижения и получения информации. Как наследство от Советского Союза нам досталась система, при которой инвалиды не имеют реальной возможности учиться и работать рядом с остальными гражданами. Развивались и поддерживались только специальные учебные заведения и предприятия, предназначенные только для людей с инвалидностью. Это явилось ещё одним фактором, ведущим к изоляции инвалидов от остальной части общества.

Главная задача СМИ в данном вопросе - создать условия заинтересованности работодателей в труде инвалидов. Преодолеть все проблемы на пути интеграции людей с инвалидностью, разрушить все стереотипы, делящие общество на инвалидов и не инвалидов, - непростая задача. Также необходима работа с общественным мнением по созданию позитивного климата в отношении тех компаний, которые берут к себе на работу лиц с инвалидностью.

В сознании людей, как широкой публики, так и государственных служащих самого высокого уровня до сих пор очень сильны предубеждения по отношению к людям с инвалидностью. Нет чёткого понимания пути решения всех проблем, связанных с инвалидностью. Наше общество пока не знает того идеала, в котором уважаются права всех граждан, независимо от их отличительных особенностей, одним из которых и является инвалидность.

Источники:

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 г . (п. 1 правила 7) .

ttp :// rabota . perspektiva - inva . ru

2008 © НФ УРАО
Сайт управляется системой uCoz