О нас
Программы учебных курсов
Методические материалы
Контакты
 
  главная страница
english version
Отправить сообщение
Методические материалы  

Раздел 10. Некоторые мысли, взгляды, тезисы и суждения о некоммерческой прессе
и особенностях социальной журналистики.

Прежде всего, давайте определимся в термине. Так что же это такое, социальная журналистика? Думаю, это ветвь в журналистской деятельности, предметом которой является так называемые социальные проблемы, положение в обществе различных социально уязвимых групп (пенсионеров, сирот, многодетных, инвалидов). Этот предмет очень обширен и размыт, так что под социальную журналистику можно подвести практически всё.

Есть и отличия: традиционная журналистика считает: ее дело – давать гражданам информацию и мнения. А что потом с этим делать уже дело самих граждан.

Социальная журналистика полагает, что журналисты обязаны предоставлять людям информацию, которая им необходима для принятия решений! То есть способствовать, чтобы читатели, зрители, слушатели становились активными участниками общественной жизни. Таким образом, участие граждан – это ключ к пониманию гражданской журналистики. Поэтому социальная журналистика сегодня становится чрезвычайно востребованной, перспективной, многоаспектной.

И ещё. Многие проблемы в обществе происходят именно из-за отсутствия достоверной информации, а также стереотипов, сохранившихся от старых времен.

А вообще-то журналистика существует для реализации конституционного права граждан на получение информации и выражения мнений, бдительно охраняя права социально незащищенных слоев населения на доступ к информации, предоставляя им юридическую помощь и занимаясь просветительством.

Социальная журналистика исследует и отражает заботы нашего времени и все стороны нашей повседневной жизни. Ее задача – честность и широкий охват происходящего, показывая жизнь во всех ее проявлениях, показывать и хорошие стороны, и плохие.

Мозаика точек зрения, точность и достоверность! Тем самым открыть читателям окно в широкий мир!

Насколько востребована и интересна социальная тема в газете, думаю, агитировать не надо. Ответ однозначный. А вот при планировании «героев» будущих публикаций всегда – надо исходить от социально-значимых целей. Надуманные темы – подобны иллюзиям. Они не только не нужны читателям, но и опасны. Порой вызывают озлобленность и даже гнев людей. Всегда надо исходить из реальной действительности. Поэтому необходимо знать и чувствовать потребности аудитории.

Случается несколько публикаций по одной проблематике. Тогда организуются газетные кампании, например, по «Безбарьерной среде», «Реабилитации» и т.д. А началом таких публикаций может послужить письмо в редакцию.

Всегда вызывает читательский интерес проблемное выступление специалиста или сотрудника редакции, интервью с руководителем. Выбор проблемы – это всегда стержень любой газетной кампании. И здесь нужно тщательное изучение проблемы, вопроса. А чтобы было правильное восприятие материала необходимо добиваться четкости формулировок, их конкретизация. Важен сбор и обработка информации (цитирование интервьюера). Выстраивая материал надо не потерять исходное содержание главной цели.

И всегда помнить: в материале должна быть оценка описываемого явления. Надо планировать в каких жанрах будет подготавливаться материал. Изучать общественное мнение: для этого нужны мини-опросы.

Надо постоянно помнить: государство больше не управляет обществом единолично. Федеральное правительство делегирует ответственность за изменения региональным и местным органам власти. Прогресс начинается тогда, когда общественный, частный и некоммерческий секторы работают совместно с гражданами над решением их проблем. Поэтому СМИ приходится освещать не только деятельность государственных органов, но частного и некоммерческих секторов.

В нашем обществе люди начинают понимать: нужен консенсус и сотрудничество – это единственный способ двигаться вперед. Это значит, что СМИ должны найти способы освещения тем, не имеющих отношения к скандалам или исходу выборов. Активность общества базируется на общественных ценностях. Сегодня появляется много гражданских лидеров, не похожих на прежних людей, облеченных властью.

Гражданская журналистика (социальная) представляет собой долгожданную возможность искоренить нездоровые и непродуктивные отношения в нашем обществе. Хотя многие с этим и не согласны. Многие журналисты не хотят думать над тем, что делают ежедневно. Традиционная подача новостей на первый взгляд выглядит достойно, эффективно (телевидение). Но на самом деле это страшилки или пособия для молодежи как стать преступником. Надо всегда помнить об аудитории, о тех людях, для кого работаешь. Российскому обществу давно нужна стабильность.

Очень важно помнить, что цель журналистов состоит не в том, чтобы решать проблемы вместо граждан, а в том, чтобы привлекать самих граждан к выявлению и освещению проблем. Просто поднять шумиху вокруг проблемы (преступность, экономика, кризис) – это, к сожалению, традиционный подход в журналистике. Гражданская журналистика требует чтобы мы шли дальше и искали новые пути привлечения граждан к решению проблем. Здесь две идеи требуют постоянного подтверждения: призыв граждан к активному участию в общественной жизни и убеждению их в том, что они способны повлиять на ситуацию в обществе.

2008 © НФ УРАО
Сайт управляется системой uCoz