О нас
Программы учебных курсов
Методические материалы
Контакты
 
  главная страница
english version
Отправить сообщение
Методические материалы  

Раздел 4 . Мобильность и персональная независимость людей с ограничениями.

«Независимая жизнь – это философия и движение людей с инвалидностью, которые работают над тем, чтобы иметь равные возможности и права, возможность самоопределения и возможность демонстрировать чувство собственного достоинства.

Независимая жизнь не подразумевает, что мы хотим делать все сами и не нуждаться в ком-то или, что мы хотим жить в изоляции.

Независимая жизнь означает, что мы хотим иметь возможность делать выбор и управлять нашей повседневной жизнью, так, как это делают наши «неповрежденные» братья и сестры, соседи и друзья и считают это само собой разумеющимся.

Мы хотим расти в наших семьях, ходить в соседнюю школу, использовать тот же самый автобус как наши соседи, иметь работу в соответствии с нашим образованием и способностями, строить свою собственную семью.

Так же, как каждый человек, мы нуждаемся в том, чтобы самостоятельно отвечать за свою жизнь, думать и говорить от своего имени.

Ну и наконец, мы хотим поддерживать и учиться друг от друга, организовывать себя и работать над политическими изменениями, которые ведут к юридической (законной) защите наших человеческих и гражданских прав»

Adolf Ratzka

Декларация независимости инвалида

(краткие тезисы)

• Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

• Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.

• Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

• Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

• Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

• Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

• Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

• Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

• Помогите мне познать то, что я хочу.

• Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

• Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

• Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.

• Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

• Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

• Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

• Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

Норман Кюнк,
американский адвокат по правам инвалидов.

Итак, задумаемся с вами еще раз. Что же необходимо создать в окружающем нас мире, чтобы жить в нем было комфортно всем? Ну конечно же, мы говорим о безбарьерной среде. И вот как раз об этом пойдет речь в следующем разделе.

Создание безбарьерной среды

Создание безбарьерной среды является одним из ключевых моментов концепции социальной интеграции людей с различными физическими ограничениями. Отсутствие доступной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья (куда входит понятие архитектурной доступности и доступности коммуникации), закрывает для инвалидов все возможные перспективы активного участия в жизни общества.

Современные мировые тенденции решения проблем инвалидности рассматривают этот вопрос с точки зрения так называемого социального подхода. При таком подходе на первый план выходят не физические или интеллектуальные ограничения инвалида и не проблемы здоровья, а устранение препятствий на пути его интеграции в социум. Эти препятствия носят, с одной стороны, объективный характер – такие как, лестницы, бордюры для людей с различными физическими ограничениями, передвигающихся на колясках; отсутствие светофоров, рельефных направляющих ориентиров и материалов на языке Брайля для незрячих; отсутствие телепрограмм с субтитрами и непризнание жестового языка как официального средства межличностного общения для неслышащих и т.д. А с другой стороны, и эти и многие другие препятствия обусловлены тношенческими барьерами, когда одна часть общества – люди без инвалидности, не видят в другой части общества равноценных себе личностей. Только благодаря этому возникает разделение, следствием которого и является возникновение искусственных барьеров.

Выход из сложившейся ситуации один: необходимо изменить отношение общества к инвалидам, которое приводит к их дискриминации. Информационная компания по формированию позитивного восприятия инвалидов должна стать частью программы расширения доступности среды. Это невозможно без средств массовой информации.

В гражданском обществе средства массовой информации являются одним из важнейших элементов социальной структуры. Журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, формирует общественное мнение.

Разрушение стереотипов непонимания и разобщенности инвалидов и общества, устранение препятствий на пути к всестороннему участию инвалидов в жизни общества позволит снять сложившиеся на сегодняшний день искусственные барьеры по ограничению свободного передвижения и получения информации, что в свою очередь позволит решить проблемы получения образования и дальнейшего трудоустройства лиц с инвалидностью.

Достаточно подробная информация по теории и практике проектирования с учетом обес­печения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры представлена в книге «Доступная среда глазами инвалида». Книга подготовлена организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников». Автор издания

Леонтьева Елена Геннадьевна.

Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирова­ния безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.

На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляс­ке) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксп­луатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребите­ля» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными. Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступ­ности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.

С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управ­лением по социальной политике, активно вклю­чилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной про­граммы «Доступный город», цель которой - обес­печение доступа инвалидов-опорников к объек­там социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возмож­ность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей органи­зация за два года добилась очень серьезных и зри­мых успехов.

Ниже мы приводим обзор нормативных документов, приведенный в книге «Доступная среда глазами инвалида».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, це­лью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, поли­тических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и между­народными договорами Российской Федерации.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного до ступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1449 ста­тья 15 введена в действие с 1 января 1999 года.

Правительство Российской Федерации, орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-пра­вовых форм и форм собственности создают ус­ловия инвалидам (включая инвалидов, исполь­зующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и про­изводственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транс­портными коммуникациями, средствами связи и информации.

• Планировка и застройка городов, дру­гих населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка­ проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без при­способления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инф­раструктуры для доступа к ним инвалидов и ис­пользования их инвалидами осуществляется в со­ответствии с федеральными и территориальны­ми целевыми программами, утвержденными в ус­тановленном порядке.

• Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответству­ющими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвали­дов не допускается.

• В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объек­тов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение ми­нимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осу­ществляющие транспортное обслуживание насе­ления, обеспечивают оборудование специальны­ми приспособлениями транспортных средств, вок­залов, аэропортов и других объектов, позволяю­щих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной пла­ты за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользо­вании.

На каждой стоянке (остановке) автотранспор­тных средств, в том числе около предприятий тор­говли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспор­тных средств инвалидов, которые не должны за­нимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обя­занностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выпол­няющие предусмотренных настоящим Федераль­ным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации мер по приспособлению дей­ствующих средств транспорта, связи, информа­ции и других объектов социальной инфраструк­туры для доступа к ним инвалидов и использова­ния их инвалидами, отчисляют в соответствую­щие бюджеты средства, необходимые для удов­летворения потребностей инвалидов в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Рос­сийской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления при участии об­щественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по при­способлению объектов социальной инфраструк­туры для доступа к ним инвалидов и использова­ния их инвалидами.

Ведомственные строительные нормы 62-91*.
Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей
инвалидов и маломобильных групп населения. -
ВСН 62-91 утвержден приказом Государствен­ного комитета по архитектуре и градостроитель­ству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г . № 134. Дата введения 1992-01-01.

ВСН 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госко-мархитектуры 29 ноября 1991 г . № 166 и постанов­лением Минстроя России 26 июля 1994 г . № 18-3.

Настоящие нормы и правила распространяют­ся на проектирование планировки и застройки населенных мест, разработку проектов на строи­тельство новых и реконструкцию эксплуатируе­мых зданий и сооружений в целях создания пол­ноценной среды жизнедеятельности с учетом по­требностей инвалидов и других маломобильных групп населения. При проектировании следует со­блюдать требования СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.08.01-89* и СНиП 2.08.02-89* и других действу­ющих нормативных документов.

В случаях, когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также ис­торических и культурных памятников изложенные в настоящем документе требования (кроме тре­бований безопасности) не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с территори­альными органами архитектуры и градостроитель­ства, государственного надзора, социальной за­щиты населения (включая общественные органи­зации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнеде­ятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детски­ми колясками.

Требования настоящего документа обязатель­ны для всех министерств, ведомств, предприя­тий, учреждений и организаций, разрабатываю­щих и реализующих в строительстве проекты пла­нировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооруже­ний и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.

2.3. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:

Выпуск 1. Общие положения. - М.: ГП ЦПП, 1995.
Выпуск 2. Градостроительные требования. - М.: ГП ЦПП, 1995.

Положения вышеназванных документов име­ют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований по обеспечению доступности инвалидам зданий, по­мещений и сооружений в архитектурно-планиро­вочное задание на проектирование.

Рекомендации применимы к объектам массо­вого строительства и, в первую очередь, к объек­там жилищного, гражданского и производствен­ного назначения, приближенным к жилью, а так­же могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных объектов. Основная часть положений Рекомендаций относится к инвалидам с пораже­нием опорно-двигательного аппарата. Специфи­ческие особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени влияют на особенности про­ектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Среди них следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при пере­движении различные приспособления для ходь­бы, и люди, использующие кресла-коляски. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антро­пометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, дви­жении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препят­ствий в виде лестниц, порогов и т.п., в пользова­нии балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием.

2.4. ИЗМЕНЕНИЕ 3 СНиП 2.08.02-89*. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. -1999.

Введено в действие с 1 марта 1999 года Постановлением Госстроя России от 26 января 1999 г . №4. Изменения в разделы документа вне­сены с целью обеспечения в общественных здани­ях и сооружениях условий доступности для мало­мобильных посетителей.

2.5. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ 35-201-98. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. - М.: ГУП ЦПП, 1998.

Введен в действие совместным постановле­нием Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 года № 18-22/13.

Документ РДС 35-201-98 определяет порядок реализации требований доступности при разра­ботке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимо­действия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и ре­конструкции объектов социальной инфраструкту­ры с учетом доступности их для инвалидов.

Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объе­динений инвалидов на всех этапах инвестицион­ного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно-пла­нировочных заданий (АПЗ), заданий на проекти­рование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проек­тирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при прием­ке вводимых в эксплуатацию объектов социаль­ной инфраструктуры.

2.6. ГОСТ Р 51261-99. УСТРОЙСТВА ОПОРНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ. Типы и технические требования. М.: Госстандарт России, 1999.

Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 1999 года № 123.

Настоящий стандарт распространяется на ста­ционарные опорные реабилитационные устрой­ства (перила, поручни и т. п.), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных мес­тах, сооружениях и средствах общественного пас­сажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инва­лидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Стандарт не распространяется на опор­ные технические средства реабилитации инва­лидов, предназначенные для индивидуального пользования (костыли, ходунки, трости, поднож­ки, подлокотники и спинки кресел-колясок и др.).

2.7. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей. - М.: ГУП ЦПП, 2000.

Свод правил выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных по­сетителей) СНиП 2.08.02.-89* «Общественные здания и сооружения» и содержит рекомендатель­ные нормы и правила. СП учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживаю­щего персонала, в данном Своде правил не рас­сматриваются.

СП 31-102-99 состоит из трех частей:

Общие положения.

Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений.

Специальные требования к отдельным видам зданий (учреждения образования, управле­ния, лечебные, спортивные, культурно-просветительные; магазины, столовые, вокзалы, гости­ницы, санатории, банки, почтовая связь и т.д.).

Деятельностью, направленной на решение проблем, связанных с интеграцией людей с инвалидностью в общество и пропагандой активного образа жизни, в Нижнем Новгороде занимается Нижегородская региональная общественная организация инвалидов-колясочников и опорников «ИНВАТУР». За время существования руководством и членами организации была проведена большая работа по социальной реабилитации и адаптации инвалидов-колясочников и опорников. Информация об этой организации содержится в иллюстрированном приложении к данному пособию.

Перед тем, как мы перейдем к осмыслению важности следующего раздела нашего пособия, не лишним будет сказать, что для каждой категории граждан, имеющих инвалидность, нужны разные средства адаптации. Это, вроде бы, простая вещь, но подчеркнуть ее значимость необходимо. Поскольку люди, не имеющие физических отклонений, так называемые «здоровые люди», обеспечивающие людей, имеющих эти самые отклонения, техническими средствами адаптации, иногда забывают о различиях, существующих между людьми, упомянутыми выше. Разделы, следующие далее, наглядно продемонстрируют нашему читателю тот самый момент разницы между категориями граждан, имеющих инвалидность.

 

2008 © НФ УРАО
Сайт управляется системой uCoz