О нас
Программы учебных курсов
Методические материалы
Контакты
 
  главная страница
english version
Отправить сообщение
Методические материалы  

Раздел 1. Правовые нормы и законодательство об инвалидности

В Российской Федерации действует ряд законодательных и нормативных актов об инвалидах. Основными из которых являются:

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 18.10.2007), которое, в частности, в ст. 17 устанавливают, что государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний, а лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность ;

- Федеральный Закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», регулирующий отношения в сфере социального обслуживания инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе;

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, предусматривающий, в частности, порядок признания граждан инвалидами и систему гарантированных государством мер их поддержки за счет бюджетных средств, а также в ст.1, раскрывающий легальное понятие инвалидов с позиции отечественного законодателя как лица, имеющего нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 18.10.2007 г.) «О социальной помощи», закрепляющий, в частности, право инвалидов на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, набор и предоставление последних (ст.ст. 6.1., 6.2., 6.3)

- Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О трудовых пенсиях», регламентирующий, в частности, право инвалидов на трудовую пенсию по инвалидности и условия ее назначения

Положения перечисленных законодательных актов находят свое развитие в нормативных актах. Например: в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Среди таких заболеваний обозначены, в том числе, активные формы туберкулеза всех органов и систем, проказа, состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.

Особо следует обратить внимание, что на федеральном уровне принято и действует ряд законодательных актов специального действия, регламентирующие правовой статус, в том числе и многочисленные льготы инвалидов, ставших таковыми в результате воздействия радиации. Например: Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 08.11.2007) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

На уровне Нижегородской области правовое положение инвалидов также регламентировано многочисленными правовыми актами, которые развивают положения указанных выше федеральных актов. Например:

1. Закон Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов». В настоящем законодательном акте предусмотрено, в частности, что инвалидам боевых действий в первую очередь предоставляется возможность их помещения в центры социального обслуживания и интернаты, а также установлено дополнительное материальное обеспечение данной категории лиц в размере от 1 до 2 тысяч рублей, если доход семьи инвалида боевых действий не превышает прожиточный минимум. Следовательно, в данном правовом акте реализуются положения ст. 12 Федерального закона № 122-ФЗ о праве инвалидов на обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и на социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию.

2. Закон Нижегородской области от 8.11.2005 г. № 174-ФЗ «Об утверждении областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области» на 2006-2008 годы» (далее по всему тексту - Программа). В Программе определены ее цели: обеспечение инвалидам и детям-инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, экономических, политических и других прав и свобод; создание в Нижегородской области межведомственной системы мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов; эффективное осуществление государственной политики в Нижегородской области в отношении инвалидов, детей-инвалидов и их родителей. Кроме того, Программа устанавливает исполнителей основных ее направлений – уполномоченных региональных органов (департамент образования Нижегородской области, департамент здравоохранения и др.) и некоммерческие общественные организации инвалидов (Нижегородская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «всероссийское общество слепых» и др.). Финансирование Программы в 2008 г . предусмотрено за счет бюджета в размере 82,1 млн. руб, в том числе, департаментом здравоохранением Нижегородской области – в размере 5,8 млн. руб., комитетом по культуре Нижегородской области – 1,15 млн. руб., аппаратом Губернатора и Правительством Нижегородской области – 82,1 млн. руб. Таким образом, на наш взгляд, данная Программа реализует положение ст.5 Федерального закона № 181-ФЗ о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В этой связи уместно указать также на позицию судебной практики, которая, по нашему мнению, защищает инвалидов: в случае нехватки в бюджете субъекта Российской Федерации средств на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона № 181-ФЗ, денежные средства на указанные цели должны выделяться Министерством финансов РФ из федерального бюджета.

3. Постановление Правительства Нижегородской области от 24.01.2007 г. № 24 «О реабилитации инвалидов», которым утверждены Положение о реабилитации инвалидов в Нижегородской области (регулирует порядок деятельности исполнительной власти Нижегородской области и учреждений, участвующих в реабилитации инвалидов Нижегородской области) и Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и учреждений при осуществлении реабилитации инвалидов в Нижегородской области.

Основными законами, защищающими права детей-инвалидов, являются: Закон РФ «Об образовании» и Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ»

Закон РФ «Об образовании» предоставляет:

  • Гарантии возможности получения образования вне зависимости от состояния здоровья,
  • Гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования,
  • Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
  • Право родителей выбирать образовательное учреждение и форму получения образования для своих детей,
  • Порядок приема в школы должен обеспечивать прием всех детей на данной территории, имеющих право на образование соответствующего уровня.
  • Возможность установления специальных стандартов,
  • Внеконкурсный прием в учреждения среднего профессионального и высшего образования,
  • Создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
  • Образовательные программы таких учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников,
  • Обучение по индивидуальным учебным планам

Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантирует:

  • Образование для всех детей-инвалидов,
  • Образование в соответствии с ИПР,
  • Обучение в общих и специальных образовательных учреждениях,
  • Обучение по индивидуальной программе на дому

Действующее законодательство в Российской федерации об инвалидах безусловно развивается, но нуждается в дальнейшем совершенствовании. Инвалиды за последнее время активнее стали обращаться за защитой своих прав в суды. При этом последние, рассматривая требования инвалидов, чаще «встают» на их сторону. В рамках судебных разбирательств инвалидам значительную и, прежде всего, юридическую помощь оказывают некоммерческие общественные организации. В Нижегородской области таковой является организация инвалидов «Инватур».

"Российские вести", N 174, 09.09.1993.

"Российская газета", N 150, 04.08.1995. Далее по всему тексту Федеральный закон № 122-ФЗ.

Говоря о гарантировании государством мер поддержки инвалидов за счет бюджетных средств, уместно, по нашему мнению особо указать на позицию судебной практики, уточняющей данное законодательное положение: при заключении договоров с предприятиями, предоставляющими льготы, органы труда и социальной защиты населения выступают от имени государства, гарантируя выполнение закона. // Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2005 № Ф08-6433/2004. // Документ изучен автором в СПС «КонсультантПлюс».

Источники:

"Российская газета", N 234, 02.12.1995. Далее по всему тексту Федеральный закон № 181-ФЗ.

"Российская газета", N 142, 23.07.1999. Далее по всему тексту Федеральный закон № 178-ФЗ.

"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

"Российская газета", N 289, 29.12.2004.

"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699. Далее по всему тексту Закон № 1244-1.

"Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 128.

Постановление Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 24.02.2005 г. № А14-8868/2002/355/8 // Документ изучен автором в СПС «КонсультантПлюс».

2008 © НФ УРАО
Сайт управляется системой uCoz