О нас
Программы учебных курсов
Методические материалы
Контакты
 
  главная страница
english version
Отправить сообщение
Методические материалы  

Введение

В 2008 году Нижегородский филиал Университета Российской Академии Образования получил грант Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) на осуществление проекта по созданию Центра подготовки журналистов, пишущих о проблемах людей с ограниченными возможностями.

Почему именно эта проблема привлекла наше внимание? Наверное, потому, что мы сразу понимали: в нашем обществе немало людей, которых она не может оставить равнодушными, людей, которые и в нынешних, весьма непростых, реалиях не рассматривают толерантность и сострадание как нечто незначимое, открыты для обсуждения больных проблем общества и готовы быть полезными при решении этих самых проблем. Занялись мы ей еще, возможно, и потому, что среди наших студентов есть молодые люди с ограниченными возможностями, для которых вопрос всеобщего и равного доступа к образованию, информации, технологиям - вопрос жизненных перспектив и самореализации. И, организуя нашу с ними работу, на первых порах мы были несвободны от многих ошибок, понимание которых пришло значительно позже.

Обидно, что в нашей стране внедрение новых принципов политики в отношении инвалидов, не подкрепленных реальными механизмами, не привело к улучшению положения инвалидов в обществе. Сложился особый социальный парадокс: инвалиды имеют больше прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации. В современной российской действительности назрела проблема, требующая квалифицированного и тактичного решения, - это противоречие между правом и желанием людей с ограниченными возможностями быть полноценными членами социума и неготовностью общества принять их в этой роли.

Начиная проект, мы понимали многие сложности, которые могут встретиться при его реализации, но по-настоящему масштабность этой работы поняли только после того, как ознакомились с исследованием, которое провела активная участница проекта, декан факультета журналистики нашего Университета, журналист Ольга Янова.

Тему исследования мы обозначили так: «Проблемы людей с ограниченными возможностями в зеркале СМИ». Начиная его, мы должны были найти ответ на вопрос: как проблемы людей с ограниченными возможностями отражаются в российской прессе. Если задать этот вопрос тем, кому проблемы людей с ограниченными возможностями приходится решать ежедневно как собственные или по долгу службы, они сразу ответят, что пишут об этом мало и часто не так, как бы нужно. Ольга Владимировна в поисках ответа проанализировала около 70 статей и несколько десятков информационных сообщений, касающихся проблем людей с ограниченными возможностями, опубликованных с января по октябрь 2008 года. Для этой цели были использованы сайты InvaCity, информационного агентства «INVAK.INFO», общественного движения инвалидов за свои права «Наше право», межрегиональной общественной организации «САМИ», которые отслеживают эти публикации в различных российских СМИ – центральных и региональных. А также сайты информационных агентств: НТА «Приволжье», «Волга-информ», «Росбалт», «День», «Фонтанка.Ру.», «Круг-информ»и др.

В результате анализа были выделены несколько доминирующих тем.

«Безбарьерная среда: как сделать городскую среду доступной для инвалидов?»

Об этом журналисты пишут чаще всего. Порой даже экспериментируют на себе, садясь в инвалидную коляску и отправляясь в ней путешествовать по городу. Во всех этих публикациях отмечается, что проблема решается очень медленно. Подобные материалы впервые появились в печати еще лет двадцать назад, а «воз и ныне там», хотя, справедливости ради, надо отметить, что кое-что делается. Но именно кое-что, потому и журналисты, пишущие об этом, вряд ли могут испытывать удовлетворения. К сожалению, практически не звучит в этих публикациях мысль о том, что, например, проекты вновь строящихся зданий, в том числе и жилых, должны проходить обязательную общественную экспертизу.

«Инклюзивное образование»

Эта проблема обсуждается в печати в последнее время все чаще. Анализируются разные подходы и модели, нормативно-правовое обеспечение специального образования, конкретный российский опыт, который внедряется медленно из-за неоднозначного к нему отношения в обществе в целом и учительском сообществе в частности. Главное же препятствие для внедрения «включенного образования» - это отсутствие в России условий для этого, то есть, в конечном счете, всё упирается в деньги – они нужны для организации классов малой наполняемости и для специальной подготовки педагогов.

Время от времени в прессе появляются сообщения о деятельности различных общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов по поддержке и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, информация о проводимых ими мероприятиях, акциях и т.д. Они носят, как правило, информационный характер, иногда в них рассказывается о том, как инвалиды, несмотря на свои ограниченные возможности, совершают, казалось бы, невероятное: участвуют в различных походах, танцуют и тому подобное.

«Медицинские аспекты реабилитации инвалидов»

Журналисты поднимают вопросы об обеспечении их лекарствами, рассказывают о возможностях адаптивной физкультуры, таргентной терапии, канис-терапии, цветотерапии и пр. Одна из самых острых проблем - лечение больных рассеянным склерозом: только половина из них получает лечение, так как нет в нашей стране даже регистра пациентов с таким заболеванием.

«Технические средства реабилитации инвалидов»

Публикации на эту тему касаются, как правило, проблем протезирования, обеспечения автомобилями. Рассказывается о новых технологиях для производства протезов и инвалидных колясок. У «автомобильной» проблемы в настоящее время появился новый аспект: содержание их может разорить инвалидов окончательно.

«Трудоустройство инвалидов»

Эта тема представлена в прессе в довольно ограниченном спектре проблем. Предлагается более эффективный механизм адресной помощи инвалидам – так называемый ППЗ (процент потери здоровья). Обсуждается вопрос: как сделать так, чтобы предприятию было выгодно принимать на работу инвалидов? Квотирование рабочих мест для них не дает должного результата.

«Правовая защита людей с ограниченными возможностями»

Лейтмотив публикаций на эту тему: депутаты принимают законы о защите прав инвалидов, но они в большинстве своем остаются на бумаге. В журналистских материалах анализируется существующая система освидетельствования инвалидов, предлагается ее изменить. Обсуждается идея выведения из подчинения Минздраву контролирующих медиков органов.

«Проблемы социальной адаптации детей с особыми потребностями»

Эта тема звучит почти как набат, потому что государство пока не оказывает необходимую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов. Кроме того, журналисты рассказывают о положительном опыте детских реабилитационных центров и интернатов, где царит аура добра, где учат мужеству. В отдельных публикациях идет разговор о том, как сделать интернаты для детей-инвалидов более человечными. Обсуждаются проблемы материального и медицинского обеспечения этих учреждений. Нередко в этих публикациях звучит зов о помощи. Главные мысли большинства статей на эту тему: с надеждой жить легче; будущее у этих детей совсем не черное; нет необучаемых детей; эти дети такие же, как мы, только добрее; любую проблему можно решить, главное – задаться целью; мир открыт для человека, если его любят.

Встречаются заметки, которые посвящены рассказу о том, как живется инвалидам “у нас” и “у них” - в таких странах, как США, Канада, Швеция и т.д. Сравнения, конечно, не в пользу России.

Проанализированный объем журналистских материалов, безусловно, не исчерпывает все количество публикаций, посвященных проблемам людей с ограниченными возможностями. Но они позволяют сделать следующие выводы:

В центральных СМИ материалов о проблемах инвалидов публикуется немного. «Большие» СМИ не горят желанием печатать такие статьи, особенно если в них нет громких разоблачительных историй или «жареных» фактов. Публикации в «Российской газете», «Известиях», «Московском комсомольце» и т.д. касаются очень ограниченного количества проблем инвалидов, в основном в них присутствует тема создания безбарьерной среды, что, безусловно, важно. Но большинство немногочисленных публикаций в центральных СМИ - это информации об изменениях и дополнениях в закон о защите прав инвалидов, о правилах обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и т.д. Основной массив проблемных статей приходится на региональные и местные издания. При этом журналисты часто увлекаются разговорами о специфических «проблемах инвалидов», хотя большинство из них на деле касается всего общества. Отсутствие пандусов, например, осложняют жизнь мамочек с колясками, неблагоустроенный двор, рытвины на дорогах, высокая посадка муниципального транспорта – это барьер и для пожилого человека, и для женщины с тяжелыми сумками. Проблема обеспечения лекарствами, трудоустройство, потребность в донорской крови, контроль над расходованием средств различных - все это касается, отнюдь не только инвалидов.

Мало публикаций в общедоступной и массовой прессе о нарушении прав инвалидов, а также материалов, разъясняющих и комментирующих их права, которые могли бы стать для них надежным «руководством к действию». Эти публикации, видимо, «уходят в зону» инвапрессы, т.е. специальных изданий, адресованных исключительно инвалидам.

Практически отсутствуют публикации о повседневной жизни людей с ограниченными возможностями, о том, как конкретные люди интегрируются в общество, как происходит их социализация, как они учатся, работают, как преодолевают вынужденное одиночество, как создают семьи, как проводят свободное время и т.д. Впрочем, из современных российских СМИ практически исчез герой - простой человек.

Авторы публикаций о проблемах людей с особыми потребностями по преимуществу журналисты-женщины, а также руководители общественных организаций инвалидов. Для первых характерен эмоциональный накал, особенно когда речь идет о детях, и это вызывает у читателей, как правило, чувство сострадания. Вторые публикации нередко грешат категоричностью и присутствием явно уловимой обиды.

Редкие телевизионные программы на центральных каналах телевидения, рассказывающие о домах инвалидов, как правило, нацелены прежде всего на то, чтобы вызвать у зрителей шок. И даже самых образованных и умных ведущих телевизионных ток-шоу, где обсуждаются проблемы людей с ограниченными возможностями, инвалиды интересуют только как инвалиды, а не как личности.

И главный вывод, который может помочь изменить ситуацию к лучшему: внимание СМИ к проблемам людей с особыми потребностями во многом зависит от руководителей общественных организаций инвалидов, их активного взаимодействия с прессой.

Вот с таким пониманием проблемы мы вступали в проект – и было очень важно понять, что мы должны сделать, чтобы работа эта не стала обычной, как говорят, “проходной”, а помогла нам и нашим студентам стать нужными и востребованными людьми.

А дальше идеи стали воплощаться в реальные дела.

Для начала мы провели “круглый стол” «Социальная интеграция студентов-инвалидов в образовательное пространство вуза (на примере образовательных учреждений США)»: привлекли к участию в нем студентов из Соединенных Штатов, которые у нас обучаются по программам обмена.

Потом организовали телеконференцию с американскими специалистами в области социальной журналистики «Опыт современной журналистики в США при освещении проблем людей с ограниченными возможностями». В телеконференции с нашей стороны участвовали журналисты региональных СМИ, представители научной общественности города, и, конечно же, наши студенты специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью». Идея Центра была поддержана всеми, но очень важно было понять, как в других странах СМИ пишут о проблемах людей с ограниченными возможностями, как решаются этические вопросы в процессе взаимодействия журналистов с инвалидами, какова роль СМИ в социальной интеграции инвалидов в общество. Телеконференция заложила основу для нашей деятельности, наметила основные подходы при реализации проекта, помогла подготовиться к стажировке преподавателей нашего университета в школе социальной журналистики университета Нью Йорка (The City University of New York).

Университет гордится своей Школой: она предназначена для выпускников, имеющих высшее образование. В нее поступают люди с гуманитарным образованием или близкие к искусству. В школе пять основных предметов: искусство и культура; бизнес и экономика; городские события; международные события; здравоохранение и медицина. Для того, чтобы поступить на медицинскую программу, не надо иметь специального образования - курс, который предлагает Школа, представляет студентам широкие возможности. Но сначала нужно сдать творческие испытания: экзамен на знание текущих событий, написание статьи, результаты тестирования, напоминающего наш ЕГЭ, рекомендации из оконченного ранее учебного заведения и интервью с потенциальным студентом. Система отбора сложная – а в группу по подготовке журналистов, пишущих о медицине, отбирают самых лучших. Здесь любят любопытных, творческих и думающих студентов. Обучаются они три семестра – 1,5 года. Все, кто специализируется на освещении проблем здравоохранения, должны хорошо понимать сложную систему медицинского страхования, освоить методологию использования специальной литературы, понимать, как окружающий мир влияет на здоровье человека (экология среды) и знать огромное количество других вещей, важных как для здоровых людей, так и для людей с ограниченными возможностями.

Качественно реализованная практика помогает молодым людям в освоении сложной проблематики. Студенты выходят в город вместе с медицинской сестрой, ухаживающей за больными, и пишут о своих впечатлениях. Осенью они будут работать с пациентами – наблюдать этапы их выздоровления.

Университетом получен грант, направленный на осуществление контроля за ситуацией с заболеванием сахарным диабетом в районе Бронкс. Одна из частей программы посвящена анализу работы клиник и качества их услуг. Сделано предположение о низком уровне этих показателей, так как район бедный, а часть его населения – люди с ограниченными возможностями. Студентам дано задание изучить вопросы транспорта: как отсутствие машины влияет на перемещение и возможность покупать еду в магазинах здорового питания. Результаты проведенного исследования лягут в основу статей, которые напишут студенты.

Вопрос транспорта для людей с ограниченными возможностями является очень важным вопросом даже для Нью Йорка, Несмотря на то, что в отношении общественного транспорта Нью Йорк является достаточно благополучным городом. В метро есть лифты для инвалидов, но, к сожалению, не все из них работают. Во многих других городах США общественный транспорт развит плохо, и это является для людей с инвалидностью определенной проблемой. Именно поэтому им оказывается «помощь на колесах» - социальная доставка еды. Действуют «листы ожидания», определяющие порядок очереди.

В штате Нью Йорк также осуществляется программа по сахарному диабету. В соответствии с ней каждый крупный продуктовый магазин должен иметь специальные продукты для диабетиков. Студенты выяснили в исследовании, что инициатива по здоровому питанию не выполняется. Следствием явилось то, что отношения с департаментом здравоохранения испортились, а надежда на изменение ситуации маловероятна.

Все это очень важно понимать и не оставлять без внимания прессы и общества. Студенты факультета работают как новостное агентство для города. Университет имеет свой телевизионный канал, есть и университетская газета, которая сконцентрирована не только на внутренних, но и на городских проблемах. Университет гордится тем, что всеми ресурсами студенты пользуются бесплатно.

И еще – у них отличные преподаватели-практики. Мы были просто счастливы познакомиться с Барбарой Занг, которая вместе с Бет Халлер отвечала за нашу стажировку. До того, как стать журналистом, Барбара сменила несколько работ: работала в различных НКО, получила диплом по специальности «массовые коммуникации» в штате Миссури, затем – в Иллинойсе. В Миссури много времени уделяла репортажам – постоянно работала в NewsRoom. Ее сокурсники выступали в качестве репортеров, редакторов. У них есть станция NBC и радиостанция, откуда они могут вести передачи. После этого ее пригласили преподавать. Она преподает журналистику для студентов, которые хотят продолжить образование в школах Миссури. Но ее прежний журналистский опыт по-прежнему востребован: сейчас профессоров факультета обязывают работать в NewsRoom. Одно из своих первых впечатлений Барбара помнит и сейчас: в газете в Santa-Fe в New Mexico. Когда начала работать в газете, получила задание рассказать о местном туристическом центре. Летом в городе проводятся театральные представления – и люди со всей страны приезжают туда, заказывая билеты за год. Вообще Santa-Fe – город чрезвычайно привлекательный в плане туризма. Там она и познакомилась с женщиной, которая приехала в гостиницу с собакой-повыдырем. В гостиницу с собакой не приняли (неправда ли, какая знакомая история?), но и выгнать на улицу не рискнули. В итоге женщине предложили более дорогую гостиницу, и она должна была последовательно переезжать на каждую ночь. Отпуск был испорчен. Разумеется, служащие нарушили закон об инвалидах. Женщина обратилась к адвокату и ей заплатили неустойку. Барбара приехала в тот момент, когда местная газета напечатала эту историю. А следом в редакцию позвонила слепая женщина-скульптор и предложила рассказать о том, как живут люди, лишенные слуха. Договорились о встрече. Santa-Fe считается, особым городом в США, городом высокой культуры. Но женщина, позвонившая в редакцию, сообщала, что собаку-поводыря часто обижают, как и хозяйку: стол у туалета, плохое обслуживание… Парковки для инвалидов не было – никто не обращал на это внимание. Барбара поблагодарила за звонок, и решила поставить себя на место инвалида – что если ВЫ в инвалидной коляске? Или – глухой? Или - на костылях? Как отнесется к тебе этот доброжелательный город? И она решила написать статью. Сначала – побывала на встрече мэра с инвалидами. На этой встрече она познакомилась и с инвалидами, и с чиновниками, отвечающими за эту сферу. Статья должна была дать ответ на вопрос о том, что делается для инвалидов. Но встречей этой не ограничилось знакомство с проблемой – Барбара провела свое журналистские расследование, дающее представление о том, как чувствует себя инвалид в гостинице, на парковке, в кафе.

Барбара не хотела ограничиваться судьбой женщины-скульптора или женщины-вице-президента колледжа на коляске. Выяснила, что в Santa-Fe есть церковь, которая патронирует общество инвалидов. Там она познакомилась с женщиной, которая всегда использует кислород из-за проблем с легкими, а потом - с женщиной, которая видит только одним глазом и только черно-белое изображение.

Сейчас, когда Барбара проводит занятия, то всегда предлагает студентам ставить себя на место людей-инвалидов. И раз за разом повторяет: «интервью у человека надо брать в его привычных жизненных условиях, и никогда - по телефону. Когда наблюдаете человека в среде, можно увидеть больше» (у женщины, которая стала героиней одной из первых ее публикаций, вся стена комнаты была занята стеллажами с кислородными баллонами). «Проблема должна быть привязана к конкретному месту и конкретным людям.» Проводимые профессором Занг практические занятия привлекательны для студентов, так как включают много исследовательской работы.

На каждом занятии Барбара помогает своим студентам найти ответы на непростые вопросы: от определения того, что такое – инвалидность, до вроде бы совсем непритязательного - можно ли гладить собаку-поводыря? Требует уделять внимание медицинским средствам, новым СМИ, Интернету. И не устает повторять: каждый раздел статьи фиксирует различные проблемы. Соотносим реалии и требования закона, ищем ответ на вопрос: что требуется исправить. Наша цель: проблема и ее решение. Важно учить людей с ограниченными возможностями, куда идти со своими проблемами, как влиять на правительство. Инвалидов нужно научить правильно общаться с журналистами – только тогда их смогут понять. Тщательно работайте над языком публикации - чтобы не обижать инвалидов в журнальных материалах. Ищите партнеров по решению проблемы и включайте их в активную работу.

А еще ее цель – дать людям информацию, помочь найти ответы на вопросы и просто помочь жить, ощущая себя равным среди других. Если журналисты проявят интерес к проблеме, тогда ей обязательно заинтересуется и общество.

Бет Халлер составила для нас прекрасную программу, привлекла к работе много интересных людей. Программа была составлена очень четко и правильно выстроена логически, что позволило получить информацию в максимальном объеме и наладить партнерские отношения с организациями, которые приняли участие в нашем обучении.

Наиболее полное освещение получили вопросы, касающиеся прав инвалидов, их социальной жизни, роли общественных организаций в жизни инвалидов. Очень полезной показалась та часть стажировки, где наша группы знакомилась с правилами поведения при интервьюировании инвалидов. И еще мы поняли, что ни в коем случае не нужно останавливаться на достигнутом.

Мы вернулись домой, переполненные впечатлениями, и уже через пару месяцев принимали у себя американских коллег - Труди Либерман, директора департамента Здоровья и медицины Высшей школы журналистики университета Нью-Йорка, и Барбару Занг, профессора факультета журналистики колледжа г.Ворсестер (США), которые приехали для участия в круглых столах «Специфика подготовки журналистов, пишущих о проблемах людей с ограниченными возможностями» и «Проблемы людей с ограниченными возможностями в зеркале прессы». Вместе с ними университет принимал представителей международной образовательной медийной программы IREX, а также журналистов многих СМИ города и области, представителей общественных организаций, преподавателей и студентов НФ УРАО. Для участия в мероприятиях были приглашены коллективы творческой группы «Театр перемен» (это кукольные спектакли, где ростовые куклы позволяют актерам говорить о главном в жизни подростков и молодежи, имеющих проблемы со здоровьем) и театра пантомимы «Пиано» (организован при Нижегородской школе-интернате для глухих детей). Активными участниками проекта стали Нижегородская региональная общественная организация культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур»; Школа реабилитации детей «НОРДИС», общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас», общественная благотворительной организации инвалидов с детства «Радуга», благотворительная общественная организация «Забота», Центр реабилитации инвалидов по зрению «КАМЕРАТА» и многие другие объединения и организации.

Среди тем, которые мы обсуждали с нашими студентами и гостями, - характер специальных знаний, необходимых журналистам, пишущим о проблемах инвалидов; программа обучения журналистов международным стандартам и этическим нормам отражения в СМИ проблем инвалидов; проблемы детей-инвалидов в семье и обществе; международный опыт освещения проблем людей с ограниченными возможностями в СМИ; положение инвалидов в России и США; нарушение прав инвалидов в обществе; правовое обеспечение людей с ограниченными возможностями и т.д. И, конечно, обсуждались цели и задачи, структура и функции Центра по обеспечению информационной среды для журналистов, пишущих о проблемах людей с ограниченными возможностями, который таким образом начал функционировать в университете. Стало понятным, насколько наше общество мало знает о правах человека и правах инвалидов в частности.

В заключении хочется привести рассказ писателя и профессора психологии Simi Linton (Сими Линтон) о фильме «Приглашение на танец», над которым она работает. В этом фильме она поднимает вопрос: что означает танец для людей с ограниченными возможностями: «Его цель: пробить брешь во мнении общества в отношении инвалидов. Инвалиды хотят оказывать влияние на общество. Проблема не только в лифтах и дорожках. Проблема в том, чтобы культура общества изменилась так, чтобы общество обращало внимание на инвалидов. А эти изменения не смогут произойти, если конкретные ситуации и конкретные судьбы оставить за бортом общественного интереса – не рассказывать о них, не показывать, не обсуждать».

Информационная компания по формированию позитивного восприятия инвалидов должна стать частью программы расширения доступности среды. Это невозможно без средств массовой информации.

2008 © НФ УРАО
Сайт управляется системой uCoz