О нас
Программы учебных курсов
Методические материалы
Контакты
 
  главная страница
english version
Отправить сообщение
Методические материалы  

Раздел 9. Взаимодействие журналиста и инвалида.

Для журналистов, которые собираются писать о проблемах людей с инвалидностью, умение провести интервью с людьми с ограниченными возможностями является одной из важнейших ступеней к созданию успешного материала. Зачастую журналисты чувствуют дискомфорт или излишнее волнение и неуверенность при проведении интервью. Среди наиболее частых причин этого дискомфорта:

  • Незнание правильного языка и этикета по отношению к людям с инвалидностью и другие проблемы, затрудняющие общение
  • Волнение по поводу недостаточного знания прав инвалидов, реальных проблем этих людей.
  • Отсутствие или недостаток опыта общения с инвалидами и возникающая из-за этого неопределенность.

Если журналист не чувствует себя свободно и комфортно во время интервью, то, скорее всего, интервью пройдет неудачно. В состоянии дискомфорта сложно адекватно оценить реальные проблемы и реальную ситуацию, расположить к себе человека, вызвать его доверие, грамотно и успешно поострить разговор. Вследствие этого в СМИ может появиться не самый удачный материал, который не в достаточной степени будет способствовать решению проблемы интеграции инвалидов в общество.

Ключевым вопросом в отношении подачи материалов является компетентность журналиста. Журналисту необходимо представлять контекст, в котором происходит событие: законодательный, экономический, социальный, культурный, исторический, а также всегда искать компетентные источники информации.

Сейчас уже ни один человек не будет выступать против интеграции инвалидов в общество. Процесс этот трудный, долгий, требующий от его участников огромного терпения и стремления понять друг друга. Кое-что уже сделано, но еще предстоит преодолеть массу проблем. Порой инвалиды жалуются на то, что здоровые люди плохо идут на контакт, с ними не просто наладить общение. Необязательно, что идет сознательный процесс отгораживания от инвалида. Бывает причина более прозаична: не сталкиваясь ранее с инвалидами, человек просто не знает, как правильно вести себя с таким "особенным" субъектом межличностного общения. Можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно.

Основная задача этой части публикации - привлечь Ваше внимание к лексике, которую предпочитают использовать инвалиды, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный образ, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, - ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям - что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими те или иные виды инвалидности. Это - не правила, не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения, а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда мы впервые сталкиваемся с чем-то для нас незнакомым.

Ниже мы приводим материал, подготовленный региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" в рамках проекта "Внедрение идей независимой жизни инвалидов в России". Проект осуществлялся в 1999-2000 гг. при поддержке Института "Открытое общество".

В разговоре об инвалидности наиболее приемлемыми считаются выражения «человек с ограниченными возможностями», «человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности», «человек с инвалидностью», а не «инвалид», потому что «сначала человек, а затем его свойства».

Международное движение за права людей с инвалидностью считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства.

Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу: например, еще очень часто в прессе можно встретить слово "калека". Это слово "режет" глаз, мы чувствуем неловкость оттого, что это напечатали. Однако английский аналог уже вполне "годен для употребления" - его вновь ввели в обращения сами инвалиды, которые считают, что это верное слово. У нас же пока еще не прижилась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям.

Правила корректного языка

Работа со средствами массовой информации. Пособие для организаций инвалидов. М. 2003.113 с.

Когда вы говорите или пишете об инвалидах:

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы

Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы

Инвалид; человек, имеющий инвалидность; человек с инвалидностью; человек с ограниченными возможностями; человек с особыми потребностями

Больной; калека; искалеченный; деформированный; неполноценный; дефектинвый

Неинвалид; обычный; типичный человек

Нормальный; здоровый (при сравнении с инвалидом)

Человек, использующий инвалидную коляску; передвигающийся на коляске

Прикованный к инвалидной коляске

Врожденная инвалидность; инвалид с детства

Врожденный дефект; несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич)

Страдает ДЦП

Человек, перенесший полиомиелит; имеет инвалидность в результате полиомиелита

Страдает от полиомиелита; жертва полиомиелита

Ребенок с задержкой в развитии; медленно обучаемый ребенок

Человек (ребенок) с синдромом Дауна

«Тормоз»; слабоумный; отсталый; умственно неполноценный

Даун; «монголоид»; даунята

Человек с эпилепсией; ребенок, подверженный эпилептическим припадкам

Эпилептик; припадочный

Душевнобольной человек; человек с психиатрическими проблемами; Человек с душевным или эмоциональным расстройством

Сумасшедший; псих

Слепой; незрячий; невидящий; слабовидящий человек; инвалид по зрению

Слепой, как крот (никогда);

Совершенно слепой

Человек с нарушением слуха; глухой человек; неслышащий; слабослышащий; человек (ребенок) с остатками слуха

Глухой как пень; глухая тетеря; глухонемой

Человек с затруднениями в общении

Немой

 Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке "избегайте" таких вопросов не вызывают. Очевидно, что, назвав человека "тормозом" или "дефективным", вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Для того, чтобы это было понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти семинарах, в которых участвовали люди с различными формами инвалидности более чем из 20 регионов России, мы предлагали написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. Вот наиболее типичные примеры, которые мы выбрали из более чем 120 ответов:

Очень распространенное выражение "прикован к коляске ", "обреченность", "цепи".

Слова « глухой», «немой» - невозможность общения, контакта.

«Больной» - значит, надо лечить

Слова « глухой», «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной«вызывают сочувствие и жалость.

Брезгливость вызывают слова « калека», «слабоумный», «даун».

«Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик», кроме всего прочего, вызывают страх, связаны с непредсказуемостью, опасностью. Это обобщения, которых воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.

Выражения « человек с ограниченными возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» - вызывают вполне нейтральные ассоциации.

Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными и нелепыми. Скорее всего, в повседневной речи не будет широко использоваться "человек с ограниченными возможностями здоровья". Во-первых, этот оборот слишком длинный, неуклюжий, а, во-вторых, не точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи "человек, имеющий душевные расстройства," или "человек, испытывающий трудности при передвижении".

С другой стороны, есть сленг, которым пользуются инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как "опорник", "спинальник", "шейник", "колясочник". Однако вряд ли можно ожидать, что эти выражения могут употребляться широко и будут понятны публике.

Еще одно, на что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. “Жертвы” - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. "Герой", который, "несмотря на что-то", "преодолел" и ведет "нормальную" жизнь – тоже очень распространенный образ. Создавая его в таком ключе, автор незаметно впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, нужно избегать обобщений и предположений. Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.

Мы понимаем, что многие из читателей не согласятся с какими-либо из предложенных вариантов. Уже несколько лет, например, одни принципиально употребляют выражения «человек с ограниченными возможностями здоровья» и, «человек с ограниченными возможностями», а другие считают, что слово «инвалид» - гораздо более подходящее. Так, например, Александр Ломакин-Румянцев председатель Всероссийского общества инвалидов, член государственной думы РФ говорит следующее : « В слове «инвалид» нет ничего оскорбительного, на мой взгляд. «Человек с ограниченными возможностями» - вот это у меня вызывает возмущение. Вот докажите, в чем мои возможности ограничены! Я к вам сумел по этим ступенькам без всякого пандуса приехать? Сумел! Главное хотеть. Очень долгое время, и на международном уровне, велась дискуссия о термине. И сейчас принят термин «человек с инвалидностью», то есть на первое место поставлен человек, без всяких там ограничений. Давайте возьмем простой житейский пример: я подъезжаю, и мне нужно попросить кого-то достать коляску из машины, она в багажнике у меня лежит. Я прошу мужчину: «Помогите, я инвалид, достаньте коляску». У него может возникнуть только один вопрос – как открывается багажник. Для него все ясно. Представьте, как он на меня отреагирует, если я ему буду рассказывать, что я человек с ограниченными возможностями. Поэтому я категорически против этого термина, тем более что инвалиды многократно доказали, что их возможности совершенно не ограничены. А ограниченные возможности есть у любого человека».

Многие представители общественных организаций считают, что можно употреблять любое слово, важнее изменить стереотипы, которые существуют вокруг него. Корректная русская терминология по отношению к инвалидам складывается только сейчас.

Наша речь связана с этикетом. Но даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и вашего собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам избежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на основании своего собственного опыта.

Истина, которая, наверное, покажется очевидной в какой-либо другой стране: если вы видите инвалида на улице - это совершенно не означает, что он вышел туда просить милостыню. Не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие: то, что Вы изначально не видите в нем равного себе - оскорбительно.

 10 общих правил этикета

Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

  • Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  • Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
  • Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
  • Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  • Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
  • Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
  • Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
  • Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего: (еда, сигареты, руки) не мешало.
  • Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.

Люди, испытывающие трудности при передвижении

  • Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
  • Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом зрении. Все это надо выяснить учитывать при общении.

  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
  • Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: “В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол.” Или: “Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик.” Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
  • Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
  • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
  • Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
  • Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это лучше, чем ничего.
  • Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
  • Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
  • Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.
  • Вполне нормально употреблять выражение "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: "стакан находится где-то там, на столе", это поблизости от вас …". Старайтесь быть точным: "Стакан посередине стола", "Стул справа от вас". Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.
  • Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  • При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха

  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
  • Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
  • Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
  • Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
  • Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
  • Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
  • Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: "Ладно, это неважно". Сообщения должны быть простыми.
  • Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  • Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
  • Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
  • Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:
    - Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
    - Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
    - Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения

  • Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  • Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком
  • Не говорите "свысока". Не думайте, что Вас не поймут.
  • Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
  • Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
  • Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.
  • Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  • Обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
  • Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.

Люди с психиатрическими проблемами

Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

  • Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
  • Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
  • Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
  • Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что - плохо.
  • Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  • Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
  • Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в Ваших интересах.
  • Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.
  • Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте Ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция собеседника Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что Вы не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  • Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
  • Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
  • Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они - личная принадлежность человека.
  • Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

  • Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
  • При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.
  • Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
  • Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
  • Если в магазине человек с гиперкинезами попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
  • В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
  • Если Вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.
  • Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция "только не волнуйся", "ладно", приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.
  • При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе "люди с затруднениями в речи".

Люди маленького роста

Существует около 200 причин, которые приводят к нарушению роста человека. Очень часто людей маленького роста недооценивают, воспринимая, как детей.

Убедитесь, что человек может достать необходимые предметы и использовать оборудование, например, телефон и т. д.

Разговаривая с человеком маленького роста, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне – можно сесть на стул, на корточки, наклониться.

ВИЧ-инфицированные

У людей, имеющих СПИД, поражена иммунная система, поэтому организму труднее бороться с инфекциями. Не бойтесь заразиться СПИДом от прикосновения. Вы вполне можете подать руку ВИЧ-инфицированному человеку. ВИЧ-инфицированный человек может очень легко подхватить любую инфекцию, поэтому, если вы чувствуете, что заболеваете, не подвергайте его риску. В случае, если вы заболеваете инфекционным заболеванием, Вы должны обязательно предупредить об этом.

Если вы относитесь к ВИЧ-инфицированному человеку без предрассудков, дайте ему понять, что вы принимаете и цените его.

И, наконец...

Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.

Приложение к разделу

Продолжая обсуждать неоднозначный вопрос сосуществования в нашем мире людей с инвалидностью и без, хотелось бы обратить внимание на то, а чего же мы, все таки боимся? В чем заложена природа страха здоровых людей перед людьми с какими-то физическими недостатками? Для более наглядного понимания проблемы, мы приводим интервью со Светланой Суворовой , опубликованное в журнале «Нескучный сад».

Дальнейшее описание ситуаций, мы уверены, помогут донести до наших читателей ту самую искомую изюминку.

Инвалид или человек ?

В вагоне метро сидел человек с сильно обожженным лицом и руками. Рядом с ним было свободное место. А вокруг стоял народ - битком набито, но никто не решался сесть рядом с обожженным. Почему мы боимся инвалидов? Как они сами к этому относятся и как правильно относиться к ним? Об этом мы беседуем со Светланой Суворовой, психологом, специализирующимся на проблемах инвалидов.

Светлана Суворова родилась в Ленинграде, окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, с 1985 года занимается проблемами реабилитации и защиты прав инвалидов и детей-инвалидов. Член центрального совета общероссийского общественного движения «Образование для всех», одним из направлений деятельности которого является защита прав инвалидов в области образования, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальным вопросам Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), член Союза журналистов России. Ведет еженедельную программу «Преодоление» на радиостанции «Народное радио» (эфир по вторникам в 11.10).

Больные ножки и конфетки

– Почему мы боимся инвалидов?

– Наверное, любой здоровый человек боится оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный орган, мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться. Страх, о котором вы говорите, в значительной степени – невежество и предрассудки. Инвалидами были Ярослав Мудрый, великий князь Василий Темный, полководец Михаил Кутузов, художник Борис Кустодиев, иконописец Григорий Журавлев, ученый и писатель Юрий Тынянов, математик Лев Понтрягин, известный конструктор-оружейник Михаил Маркелов и многие другие известные люди.
Исторически агрессивный страх в отношении инвалидов не свойствен православной культуре. В те годы, когда в Европе инвалидов сжигали на кострах, заковывали в кандалы и содержали в железных клетках, на Руси собор Покрова Пресвятой Богородицы любовно прозвали храмом Василия Блаженного.

– А почему больше всего инвалидов боятся дети? Может, детей стоит оградить от их общества? Или, наоборот, приучать?
– Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться. Мы заметили, что легче всего со слепоглухим профессором Александром Васильевичем Суворовым общаются именно дети. Он сам объясняет им, что не может видеть и слышать из-за того, что в детстве сильно болел, но хочет с ними подружиться, ему интересно их общество. Представьте себе, дети прекрасно понимают это и начинают воспринимать Александра Васильевича совершенно спокойно, естественно. И буквально через час после знакомства, в то время когда их родители боязливо держатся в сторонке, дети радостно играют с ним, смеются, лазают по его крупной фигуре, как по дереву, и непринужденно пишут или рисуют на его большой ладони все то, что хотят ему сообщить.
Обычно ребенок сразу вписывает ровесника-инвалида в свою картину мира, начинает воспринимать его как обычную часть детского населения земли. Другой вопрос – было бы очень хорошо, чтобы взрослый объяснил ребенку правила игры: что можно, а что нельзя делать в отношении его друга-инвалида. Например, Саше нельзя бегать, потому что у Саши «ножки болят». А это означает, что нельзя хватать Сашины игрушки и убегать от него, «ведь это нечестно, Саша не может тебя догнать». Неправильно уговаривать Сашу играть в салки, потому что «ты можешь бегать, а Саша делать этого не может, зачем же его дразнить, ведь Саша переживает».

Но при этом взрослые не вправе требовать, чтобы здоровый ребенок отдавал все свои конфеты ребенку-инвалиду или поддавался ему в играх. Это несправедливо, потому что нарушает принцип равенства детей. Больные ножки к конфетам не имеют прямого отношения. Самое трудное в общении здоровых детей и детей-инвалидов – это справедливое уравнивание возможностей. Здоровый ребенок должен научиться не злоупотреблять своими преимуществами, не самоутверждаться за счет больного. Ребенок-инвалид – не злоупотреблять лучшими качествами своего здорового друга – добротой, справедливостью и стремлением помочь слабому.
Главное – это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами оказываемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

Причины для одиночества


Но в общении с инвалидами не все так гладко. Например, часто инвалиды излишне требовательны к окружающим, даже придирчивы.

– Среди инвалидов, точно так же как и среди всех остальных людей, есть умные и глупые, добрые и злые, сдержанные и деликатные, бывают -- распущенные и наглые. Здесь надо вести себя просто: не выполнять лишних требований человека только из-за того, что он инвалид. Посмотрите, справедливы ли его требования? А уже после этого решайте, удовлетворять или не удовлетворять их. Бывает вполне уместным сказать, почему вы считаете требования или претензии человека к вам неправомерными. Есть качества, с которыми очень тяжело работать, которые очень раздражают, но обусловлены они не инвалидностью как таковой, а условиями жизни инвалидов. С чем связана эта иждивенческая позиция, о которой вы говорите? Очень часто с тем, что общество поставило инвалида в такую позицию, что он все вынужден выбивать. И он на всякий случай выбивает все и из всех.
– Какие главные психические и психологические проблемы у инвалидов?
– Одна из главных проблем – это одиночество, невозможность полноценного общения. Например, у тебя есть близкий друг, но он живет на другом конце города. Для того чтобы встретиться, кому-то из вас необходимо выйти на улицу и добраться до дома своего друга. А если вы оба плохо ходите или передвигаетесь в коляске, городской транспорт для вас обоих недоступен, вы не сможете попасть в автобус, троллейбус, трамвай или метро. Кроме того, для человека в инвалидной коляске непреодолимым препятствием является любой перекресток и переход через улицу. Простой бордюр становится препятствием для человека в коляске. Если есть телефон, люди общаются по телефону. А если нет? Кроме того, сейчас начинают подниматься цены на услуги телефонных станций. А у инвалида только грошовая пенсия. В каждом случае трудности свои, но почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Но есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические и тем более психические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Другой вопрос – как жизнь влияет на характер инвалидов; надо понимать, что большинство трудностей в их жизни обуславливается не столько особенностями здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчужденностью людей, бедностью, недоступностью транспорта и невозможностью «выйти в свет».

Утренник «только для инвалидов»

– Что более действенно для защиты инвалидов – продуманная государственная программа, система или личный подвиг?
– Девяносто процентов – это государственная политика. Подвиг – это подвиг, а не повседневность. Государственная политика и работа госслужб – это повседневная кропотливая работа. Сегодня у нас в стране отсутствует продуманная система социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидов первой и второй групп, которые нуждаются в технических средствах реабилитации (к примеру, колясках, слуховых аппаратах) или лекарствах, нынешние нормативные документы фактически записывают в полупокойники и паразиты, закрывая возможности получить образование, работать, жить полноценной жизнью. Пенсии сейчас назначают не по состоянию здоровья, а по степени ограничения способности к труду. Если инвалид пытается работать или получить профессиональное образование, у него отнимают пенсию и право на получение бесплатных лекарств и технических средств. А разве возможно инвалиду при действующих ценах и нынешних зарплатах на все это заработать?
К сожалению, одна из главных тенденций нашей государственной политики в отношении к инвалидам – их сегрегация, социальная изоляция.

Когда в нашем обществе началось расслоение, первая мысль, довольно логичная, состояла в том, что помощь малообеспеченным и инвалидам должна быть адресной. Логика понятна. Но это логика бухгалтера. Согласно этой логике государство выделило инвалидов в отдельную группу, тем самым изолируя их от общества. Например, организуют заезд инвалидов в санаторий. Так вот, кроме самих людей с различными физическими отклонениями, с ними в этот санаторий не могут приехать ни муж, ни жена, ни брат, ни сестра, ни друг, потому что платить в этом случае будут только за инвалида. Если человек сирота, он отдыхает в лагере только с сиротами. Если это инвалиды, то они должны находиться друг с другом, потому что государству удобнее устроить утренник «только для инвалидов». Так образуется барьер, который называется отчужденность. И этот барьер нужно преодолевать с двух сторон: со стороны инвалидов и со стороны здоровых.


Член жюри на одном из конкурсов танцев на инвалидных колясках

– С какими инвалидными проблемами тяжелее всего адаптироваться социально, научиться чему-то, получить какую-то профессию?

– Наверное, одна из самых социально тяжелых инвалидностей – это слепоглухие. Хорошо адаптируются незрячие, успешно учатся в обычных вузах, женятся на зрячих или незрячих, создают нормальные семьи. В истории почти всех народов среди великих людей немало незрячих.
Например, знаменитый советский математик Лев Семенович Понтрягин ослеп в 13 лет – разбирал примус, который взорвался у него в руках. В своих воспоминаниях он рассказывает, как они с мамой (отец не пережил этой драмы и вскоре умер) выбирали ему профессию. Вот они думали: «Этот вуз? – Нет. – А вот этот? – Нет». И решили, что лучше математика, потому что у него склонность к математике. Но когда читаешь, думаешь: ведь это речь идет о юноше, слепом абсолютно! Они выбрали математику, он поступил в Московский университет, окончил его, стал академиком, сделал множество научных открытий мирового значения.

Победившие судьбу

– Вы собираете и публикуете в своем интернет-дневнике истории жизненного успеха инвалидов. Какова цель этих публикаций?
– Дело не только в успешности. Проект «Победившие судьбу» -- это истории людей, которых болезни и жизненные обстоятельства обрекали на безрадостную долю инвалидов, но большинству из нас они известны совсем не как инвалиды. Даже современники про многих из них не знали, что они инвалиды! А знали, что это ученые, художники и нобелевские лауреаты. Например, художник Борис Кустодиев большинство своих знаменитых полотен создал, будучи прикованным к постели, рисуя на холсте, укрепленном над головой. Знаменитый портрет Шаляпина в бобровой шубе художник писал по частям, не видя целого полотна. Шаляпин считал этот портрет одним из лучших.

Любопытно, что большая часть откликов на эти истории приходит не от инвалидов. Люди выражают свое изумление, им и в голову не приходило, что такое возможно. Такие истории переворачивают представление об инвалидах как людях несчастных и не совсем полноценных. Читатели пишут: «Боже мой, а я еще жалуюсь, я еще чем-то недоволен!» Или другое: «У нас в квартале я встречаю периодически человека, какого-то инвалида, но мне и в голову не приходило с ним пообщаться, надо будет познакомиться».
Очень важной целевой аудиторией при этом для меня являются те врачи и педагоги, которые выносят этим людям приговоры: «необучаемый», «безнадежный», которые считают: он инвалид – пусть сидит дома. А еще через интернет-дневники и другие наши сайты мы находим единомышленников и понимаем, что их у нас много. И пример этому – митинг инвалидов, который прошел недавно в Москве.

В ам не тяжело все время быть погруженной в проблемы инвалидов? Не чувствуете ли вы некой ущербности, усталости?
– Вот я вас спрошу: вам глупые нравятся? Вы ответите: если они добрые, то да. Вот если человек толстый, лысый, с бородой, мы не останавливаемся на этих качествах, а стараемся понять, какой он человек. А если видим человека в коляске, то уже видим в нем только одно качество: он инвалид. Почему-то зачастую кажется, что человек должен все знать и ему не надо объяснять элементарных вещей. Когда я только начинала работать с инвалидами, один священник объяснил мне, что каждый человек – образ и подобие Божие. Почему этот образ внешне искажен, для нас не должно быть важно, потому, что на это есть Божий промысел, который нашему разуму недоступен. Не поверите, но после этого у меня как-то все встало на свои места. Я запомнила его слова и со временем, с опытом убеждалась, что это действительно так. И много раз в людях, внешне изуродованных болезнью, я встречала интересных собеседников, верных друзей, неоценимых помощников.
А что касается усталости – это может быть на любой работе, особенно работе с людьми. Мне тоже периодически хочется уехать с мужем на месяц отдохнуть и никого не видеть. И для меня нет разницы – не видеть здоровых или не видеть инвалидов.

Политкорректность или лицемерие?

– Как вы относитесь к политкорректности по отношению к инвалидам? Нужно ли их называть «альтернативно одаренными», «людьми с ограниченными возможностями здоровья» и так далее. Так ли это важно для самих инвалидов?

– Есть чувство такта, есть лицемерие, а есть обыкновенная ложь. Человек, которого на протяжении длительного времени вводили в заблуждение, сталкиваясь с правдой, оказывается, совершенно дезориентирован. Например, ребенок-инвалид пробует петь песни. У него нет ни голоса, ни слуха, мало того, у него значительная дизартрия (нарушения нервно-мышечного аппарата, отвечающего за артикуляцию речи, произношение звуков). Родители, родственники, друзья семьи из самых благих побуждений, жалея ребенка и стремясь укрепить его самооценку, начинают изо всех сил хвалить его пение. К сожалению, я привожу не выдуманный пример. Я знакома с человеком, который узнал о том, что у него нет ни слуха, ни голоса, на экзаменах в музыкальное училище. И когда во время экзаменов преподаватель из приемной комиссии доброжелательно и доступно объяснил ему, почему он вряд ли сможет когда-нибудь стать певцом или музыкантом, этот молодой человек испытал настоящий шок. Он совершенно не был подготовлен ни к какой-то другой деятельности. Его настоящие таланты так и не были выявлены. Для инвалида эта ситуация особенно трагична, так как для него выбор профессии ограничен.

Пример второй – лицемерие. Окружающие изо всех сил делают вид, что не замечают инвалидности человека, с которым общаются. Довольно часто такого рода лицемерие приводит к смешным неловкостям, иногда к обидным ситуациям, в которых инвалид неожиданно и прилюдно сталкивается со своими ограничениями. Попытки игнорировать факты бесполезны, что прекрасно показано в фильме «Человек дождя». В этом фильме ситуация порождена не лицемерием, а незнанием и искренним непониманием. В тех случаях, когда игнорирование инвалидности происходит лицемерно, из соображений политкорректности, развитие доверительных и уважительных отношений между людьми невозможно.

Не думайте о политкорректности. Если вы не знаете, нужна ли инвалиду помощь в каком-то конкретном случае, – спросите его. Делать это надо вежливо, без излишних драматизаций. Для того чтобы было ясно, что вы не имеете намерения обидеть или унизить этого человека, можно извиниться и объяснить причину своего вопроса. Например, если вы идете рядом с инвалидом в коляске и видите впереди препятствие, лучше заранее спросить, сможет ли коляска преодолеть его, не нужна ли помощь. Если вы идете в гости к друзьям, у которых есть ребенок-инвалид, лучше не выбирать подарок самому, а спросить у них, что принести. Необязательно описывать им все ваши переживания, вполне достаточно отметить, что вы хотели бы купить для ребенка то, что сегодня нужнее Чувство такта во взаимоотношениях с инвалидами приобретает особое значение. Если вы встретились с матерью ребенка, по внешнему виду которого можете предположить задержку интеллектуального развития, вряд ли будет правильным расспрашивать мать, что умеет, а чего не умеет ее ребенок и как на медицинском языке называется его патология. Матери это только принесет лишние страдания. Можно просто понаблюдать за ребенком, и вам достаточно быстро станет ясно, чем его поведение отличается от других детей. Будьте естественны, справедливы, уважительны, тогда никакой лицемерной политкорректности не потребуется.

Беседовала Анна ПАЛЬЧЕВА

 

Следующим этапом нашей беседы будет обсуждение особенностей социальной журналистики. Ее место в нашей современной жизни вообще и в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в частности. Вот что по этому поводу написал для нас главный редактор Нижегородской областной социальной газеты «Здравствуйте, люди!» Владимир Долгов.

Работа со средствами массовой информации. Пособие для организаций инвалидов. М. 2003.113 с.

http://www.nsad.ru

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41&section=10004&article=649

2008 © НФ УРАО
Сайт управляется системой uCoz